08:05 "Дорога жизни" | |
22 января 1942 года началась массовая эвакуация по льду Ладожского озера - "Дорога жизни". К этому времени в Ленинграде от голода умерло 180 тысяч мирных жителей. В первую очередь вывозили детей, женщин и стариков. Выехать должны были не менее 500 тысяч блокадников. Автобусы «Ленавтотранса» вывезли первую тысячу женщин, детей, стариков.- В январе 1942 года город располагал 163 автобусами, из которых только 32 были на ходу. После выхода постановления об эвакуации, рабочие первого и второго автопарков приступили к круглосуточному ремонту автобусов. Ценой невероятных усилий были подготовлены 40 автобусов, которые 22 января перевезли первую тысячу пассажиров, - напоминает пресс-служба «Пассажиравтотранса». Посадив людей в салон, водитель выезжал на ледовую дорогу и по Ладожскому озеру двигался на Кобону и Жихарево. С «большой земли» людей вывозили уже поездами. В книге Якова Понамарёва "А баранку не бросал шофёр" о ленинградском автотранспорте в годы блокады рассказывется о первом спасательном рейсе рейсе по "Дороге жизни". "На эти 40 автобусов было посажено 1043 человека, и это со скарбом, который пытался увезти каждый. Все автобусы были перегружены донельзя. Сразу же после посадки людей они брали курс на Ладогу, а там по льду озера - на Кобону и Жихарево. Но уже в черте города из строя выбыло 3 автобуса. Этот день на всю жизнь запомнился тем, кто выполнял эти необычные перевозки. Вот как об этом вспоминает ветеран ленинградских автоколонн, действовавших на Ладоге, Михаил Николаевич Терентьев:- В общем, доковылял я на своём автобусе кое-как до Смольного. Не потому, что мотор плохо работал. Работал он хорошо. Спасибо ремонтникам. Ковылял я потому, что у самого перед глазами круги радужные плыли. Вот я не торопясь и ехал. Как бы там ни было, а прибыл я к Смольному на площадь. А там народу видимо-невидимо. Только увидели мой автобус, все к нему потянулись. Видно, давно ждали машины. Все замёрзшие. Еле на ногах стоят, а к машине почти все бегом подались. Остановил я автобус, и люди сразу облепили его как мухи. В двери колотят, кричат, а я автобус открыть боюсь: подавят друг друга. Крик, шум, ругань. Ну никакой организации...Подъехал. Детей стали выводить. Как я увидел этих детишек, так сердце кровью облилось. Это же крохотные старички, а не дети. Откуда и сила взялась! Соскочил я на землю, помог усадить малышей в машину, вместе с воспитательницей укутал их, откуда-то соломку притащил, а вот самого на место водителя уже люди добрые подсадили: израсходовал я силёнки свои. Сел за баранку. То ли к мотору прислушиваюсь, то ли дремлю - не помню. Посидел я таким образом с пяток минут, отдышался и повёл машину. Если честно признаться, то не помню, как через Ладогу переехал, как в Войбокало попал...Трагичен был этот день, 22 января 1942 года, для водителей треста "Ленавтотранс". Истощённые голодом водители вели свои автобусы на пределе своих сил. 11 машин из 40 не дошли до Ладоги. Более трёхсот женщин, стариков и детей остались на жестоком морозе. О причинах трагедии рассказывает бывший секретарь парторганизации Центральных авторемонтных мастерских, мастер по ремонту Фёдор Михайлов:" Первые автобусы, застрявшие в пути, мы встретили в черте города. Проверили. Машины в полной исправности. Просто голодные, обессилевшие шофёры не смогли справиться с управлением тяжело нагруженных автобусов, а некоторые из них теряли сознание за рулём. Дорога напоминала траншею. По бокам - снег иногда выше кузова. Автобусы то в сугроб утыкались, то бортом к снежной стенке прижимались так, что мотор глох...У Румболовских высот обнаружили мёртвого шофёра автобуса. У Романовки сняли второго умершего за рулём. Последнего мёртвого водителя мы сняли у Борисовой Гривы. Это были первые, но далеко не последние потери среди водителей ленинградских автобусных колонн, действовавших на ледовых трассах через Ладогу... Три шофёра до конца выполнили свой долг. Они погибли не от пуль и снарядов, не от осколков бомб, а оттого, что перешли предел своих возможностей. Они выполнили свой долг так, как им подсказывала совесть, их долг перед Ленинградом." | |
|
Всего комментариев: 0 | |